«

»

Авг 27

Какаду высмеяли эволюционных антропологов

В 2012 г. учёные обнаружили, что один представитель вида какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) умеет делать из дерева орудия, которыми пользуется, чтобы затащить к себе в клетку интересующие его объекты. Позднее его поведение увидели другие какаду и стали повторять за ним, перенимая навыки. Но лишь сейчас стало ясно, что они умеют задавать форму орудий вне зависимости от материала, из которого их делают. Соответствующая статья опубликована в Biology Letters:  Alice M. I. Auersperg, Stefan Borasinski, Isabelle Laumer, Alex Kacelnik Goffin’s cockatoos make the same tool type from different materials // Biology Letters  2016. Vol. 12. issue 11.
А вслед за ней и другая, показавшая, что какаду могут изготавливать орудия из проволоки — материала, незнакомого этим птицам в природе, что говорит о их большой адаптабельности: I. B. Laumer, T. Bugnyar, S. A. Reber, A. M. I. Auersperg Can hook-bending be let off the hook? Bending/unbending of pliant tools by cockatoos // Biology Letters 2017. Vol. 284. issue 1862.

После первой публикации в 2012 году целый ряд биологов высказал сомнения в разумности действий попугая. Они предположили, что ему удавалось создать удлинённые деревянные щепки из подручных предметов (включая пол клетки) случайно, а не за счёт просчитанного замысла. Как отмечали критики, дерево в силу своей структуры «само собой» даёт удлинённые щепки при разделении волокон.

Будь использованный материал другим, не таким по структуре, и рычаги, делаемые какаду Гоффина, не получали бы удлинённой формы, а соответственно, не могли бы работать. Среди прочего указывалось и на то, что объём мозга попугая очень мал, и если его достаточно, чтобы делать орудия, то непонятно, почему обезьяны с несопоставимо большим объёмом мозга делают орудия реже и тратят на их изготовление существенно больше времени.

Чтобы прояснить вопрос, в этот раз биологи протестировали четырёх самцов какаду (самки менее склонны к орудийной деятельности), включая Фигаро — «изобретателя» птичьих орудий, за счёт копирования поведения которого четыре года назад остальные его сородичи начали делать сходные инструменты. Каждому из попугаев давали 10 минут на то, чтобы сделать длинное и тонкое орудие из того или иного материала и достать им лакомство (кешью).

В первый раз им давали ветку с листьями, потом — кусок древесины без коры и листьев, в третий раз — кусок картона. Все птицы ободрали ветку, сделав из неё необходимое орудие. Три какаду, ранее работавшие с деревяшками, справились с изготовлением рычага из древесины и в тестовом задании. Четвёртый же попугай ранее не имел такого опыта и не видел, как это делают другие птицы, поэтому не справился с задачей. Совершенно неожиданными оказались результаты экспериментов с картоном. В отличие от дерева картон при разделке не образует длинных тонких щепок. И тем не менее Фигаро и один из его «учеников» смогли сделать удлинённый рычаг, с помощью которого достали кешью, находившийся за пределами клетки, не выходя из неё.

Результаты работы показывают, что попугаи обрабатывают материалы не «наобум», а вполне осознанно, планируя получить из него орудие нужной формы. Это особенно впечатляет потому, что какаду Гоффина не делают никаких орудий в природе, где их не держат в клетках и они могут свободно достать интересующие их вещи клювом. Иными словами, речь идёт не об инстинктивной деятельности, а самостоятельно выполненном «открытии», произошедшем на глазах исследователей за последние четыре года. Впрочем, как знают многие владельцы попугаев, в действительности «дойти» до использования созданных ими из подручных средств инструментов могут и другие виды попугаев. Они также используют материалы, не дающие длинных щепок, для изготовления продолговатых изделий, пытаясь, по всей видимости, создать своего рода украшения («искусственные перья» разных цветов):

 

Ранее другие научные группы наблюдали изготовление крючков в среде новокаледонских ворон, однако известно, что они делают подобные приспособления для выуживания труднодоступной пищи и в дикой природе. Для какаду Гоффина такое поведение в дикой природе зафиксировать ранее не удавалось.

Дальнейшие исследования показали, что какаду могут изготавливать орудия из проволоки — материала, незнакомого этим птицам в природе, что говорит о их большой адаптабельности.

Учёные из Австрии изучили способности какаду Гоффина изобретать орудия неизвестных им типов из ранее не встречавшихся им материалов. Оказалось, что попугаи могут использовать один и тот же кусок проволоки и как крючок (предварительно сгибая), и как прямой фрагмент (предварительно разгибая). Соответствующая статья опубликована в Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Авторы использовали несколько какаду в экспериментах по доставанию корзинки с едой из вертикальной и горизонтальной стеклянных трубок. Для первого задания надо было согнуть кусок стальной проволоки в зелёной изоляции, а для второго — предварительно разогнуть его же. Части какаду до этого показывали готовые крючки (без процесса сгибания) и то, как с ними обращаться, другой части — нет. С первым заданием справились трое, из которых один был из той группы, которой крючки не показывали. Со вторым — только те, кому крючки показывали. Один наиболее сообразительный какаду справился с обоими заданиями:

 

Исследователи особо отмечают, что какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) в природе никаких орудий не делают и даже не вьют гнёзд, поскольку живут в дуплах. Кроме того, лишь часть из них справилась с заданием. Всё это указывает на то, что у птиц этого вида нет никакой наследственной предрасположенности к изготовлению орудий. Следовательно, они сами способны изобретать их, применяясь к той или иной новой ситуации. Это уровень способности к орудийной деятельности, до того встречавшийся только у высших приматов и у человека. Более того, все приматы (кроме человека) не показывают способности быстро модифицировать используемые ими орудия для решения принципиально новых задач.

КОММЕНТАРИЙ. Способность какаду изготавливать орудия оказалось довольно неприятной новостью для антропологов и поставило перед ними много новых вопросов. Считается, что большой мозг у человека развился под влиянием естественного отбора, т.к. только животные обладающие большим мозгом способны изобретать и изготавливать орудия труда. Однако, как мы видим, какаду успешно разрушил этот миф. Во-вторых, если способность трудиться и изготавливать орудия является эволюционным преимуществом, то почему им не воспользовались птицы? Почему в мире птиц не возник разум? Учитывая, что в последних публикациях учёные открыто заявляют о том, что ими не обнаружено факторов, послужившим толчком к антропогенезу, эти результаты по сути превращают современную эволюционную антропологию (антропогенез) в фарс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *