«

»

Фев 16

Перелететь Атлантический океан: крошечная стрекоза установила рекорд дальности полётов

Крошечные размеры стрекозы Pantala flavescens не мешают ей быть рекордсменом по дальности полётов среди насекомых. Чемпиона установило новое исследование учёных из Ратгерского университета. По оценкам специалистов, уникальная стрекоза преодолевает больше 7000 километров и, вероятно, может и больше. Это ставит на второе место предыдущего рекордсмена по перелётам – бабочку-монарха, которая летает на расстояние чуть больше четырёх тысяч километров в каждую сторону во время своей миграции по Северной Америке.

Отметим, что расстояние, которое способна пролететь стрекоза, превышает даже путь знаменитого американского лётчика Чарльза Линдберга, ставшего первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку: из Нью-Йорка в Париж. Длина его маршрута составила около 5800 километров.

Любопытно, что сами исследователи также установили своеобразный рекорд, став первыми, кто использовал ДНК для изучения того, насколько далеко этот вид стрекозы может путешествовать. «Это первый раз, когда кто-нибудь изучал гены, чтобы выяснить, как далеко эти насекомые способны путешествовать», – отмечает в пресс-релизе ведущий автор исследования Джессика Уэйр (Jessica Ware), доцент Рутгерского Университета (Rutgers University-Newark). Она добавляет, что «если бы североамериканские P. flavescens размножались только с североамериканскими P. flavescens, а японские P. flavescens – только с японскими P. flavescens, мы бы увидели генетические отличия между ними».

Уэйр и её команда выяснили, что популяции стрекоз из Техаса, восточной Канады, Японии, Кореи, Индии и Южной Америки имеют практически идентичные генетические профили. По мнению исследователей, это имеет только одно вероятное объяснение: стрекозы путешествуя на огромные расстояния, создают пары со своими сородичами в разных местах. Благодаря этому и создаётся общий генофонд всей популяции.

Если сопоставлять расстояние, которое преодолевают насекомые, и их размер, то открытие становится ещё больше удивительным. Обычно только сравнительно крупные животные способны преодолевать такие большие маршруты на запасе «топлива» в своём теле. Так, птицы веретенники могут запасаться жиром, что помогает им преодолевать расстояния более 11 тысяч километров. Ещё более «крупный пример»: установлено, что длина миграционных путей горбатых китов составляет более 9 тысяч километров.

Стрекозы, ставшие рекордсменами, могут путешествовать на такие дальние расстояния благодаря технике полёта и стройной «конструкции» тела – увеличенной площади их крыльев. «Это позволяет им использовать воздушные потоки, чтобы преодолевать расстояния. Они взмахивают крыльями, а потом просто парят в воздухе в течение длительного времени, затрачивая минимальное количество энергии на перелёт», – объясняет Уэйр.

Добавим, что не все виды стрекоз любят совершать такие большие путешествия. Так, стрекоза Anax junius – типичный «домосед». По словам Уэйр, этот вид «никогда не бросает свой пруд, где он появился на свет, пролетая от силы 11 метров за всю свою жизнь».

С результатами исследования можно ознакомиться на сайте научного журнала PLOS ONE.

1 комментарий

  1. Тимур

        Менее чем через месяц после перелета Алькока и Брауна Атлантический океан дважды (из Европы в Америку и обратно) пересек по воздуху английский дирижабль R-34. Авиационная техника в то время была еще настолько несовершенна, что желающих рисковать своей жизнью в столь сложном перелете находилось не так уж много. Многие хорошо понимали, что Рид и Алькок преуспели не только за счет безграничной отваги и мужества, но и благодаря счастливому стечению обстоятельств.     Вспоминая те годы, нельзя не упомянуть об интереснейшей работе нашего замечательного соотечественника Игоря Ивановича Сикорского, жившего в то время уже в Америке. Он решил сконструировать специальный самолет, который позволил бы связать Европу с Америкой регулярной и безопасной воздушной линией. И он сделал такую машину. Она именовалась S-35. Три мотора «Гном Рон Юпитер» развивали мощность по 420 лошадиных сил каждый. Полностью заправленный горючим самолет весил почти 11 тонн и мог пролететь без посадки околокилометров. Конструктор, зная, что машина будет эксплуатироваться в основном над океаном, позаботился, чтобы при посадке на воду этот сугубо сухопутный самолет не тонул. Машина создавалась не для рекордов, а для будничной, ежедневной работы. Просторная кабина для 12 пассажиров была оборудована электрическим освещением, вентиляцией, отоплением, радиостанцией. На борту имелась даже маленькая кухня. В те времена это все выглядело просто фантастично. Самое же главное – самолет обладал прекрасными летными характеристиками. Он был очень устойчив в полете, прекрасно подчинялся рулям и, что, пожалуй, самое удивительное, при загрузке в 2,5 тонны мог на одном работающем моторе не только устойчиво лететь, но даже набирать высоту. Таков был могучий талант И. И. Сикорского.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *